Репетитор по английскому языку (Минск), по математике, по химии, по физике, по истории. Репетитор английского языка в Гомеле, по биологии, по истории Беларуси. Репетитор в Бресте польского языка. Репетитор немецкого языка. 2011 - 2017 О проекте Подать объявление Контакты
Skype Минск Гомель Бобруйск Могилёв Гродно Витебск Брест

Каждый ученик у репетитора индивидуален по-своему

С годами репетиторства начинаешь всё больше разбираться в людях: по мере общения и начала занятий видишь глубже каждого ученика, начинаешь анализировать, сравнивать с прошлым опытом. Ведь от успешности налаживания контакта с учеником во многом зависит и его доверие, и дальнейшая успеваемость. А, следовательно, и результат на тестировании. Здесь для репетитора является важным проявление гибкости – способности учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, умение найти к нему подход, наилучший метод обучения конкретно для данного ученика. Метод, который не подошёл бы для другого.

Существует четыре вида темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) – врождённого типа нервной системы, который в процессе жизнедеятельности и воспитания мало подвергается коррекции. Сюда входят скорость и быстрота реакции, медленное или быстрое мышление и воспроизведение учеником информации, степень ранимости и моральной восприимчивости ученика, уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость психических процессов.

Скажем, те слова, которые сангвиник воспринимает как призыв к действию и стимул для усердных занятий, у меланхолика могут вызвать слёзы и опечалить, фрустрировать его. А у флегматика вообще не вызвать никаких эмоций и действий.

То же самое и с подачей материала: холерик, быстро соображающий и часто схватывающий всё на лету, если подавать ему информацию медленно, «разжёвывая» каждый пунктик, в лучшем случае уснёт, а в худшем станет разражённым и суетливым, быстро утратит интерес к занятиям, начнёт вставать с места. Такой способ обучения больше подойдёт для медлительного флегматика и чувствительного меланхолика – постепенно, зато более основательно усваивающих подаваемый материал. Почти то же самое с сангвиником: лёгкие и несколько посредственные по натуре, они могут быть привлечены разбавлением серьезной информации яркими вкраплениями, иллюстрациями, уместными шутками.

Приведу пример из недавней практики с учениками в 2016-2017 гг., двумя девушками, которые пришли заниматься примерно с одинаковым уровнем знаний по обществоведению (около 40 баллов). Первая из них обладала скорее сангвиническим темпераментом, частично с проявлением холерического (как известно, темпераменты редко встречаются в чистом виде, обычно около двух смежных типов совмещаются у одного человека). Девушка была непоседливой, активной, сообразительной, быстро реагировала на все задания и отвечала на вопросы. Соответственно, она больше успевала сделать тестов и различных заданий на уроке с репетитором и самостоятельно дома. Однако первая ученица часто проявляла невнимательность, волнение, эмоциональность и допускала ошибки в, казалось бы, давно известных и проработанных несколько раз местах материала. Приходилось опять останавливаться, приводить яркие запоминающиеся примеры, притормаживать и сдерживать её темпы продвижения, чтобы зафиксировать и удержать внимание на необходимых к запоминанию вопросах, снизить уровень волнения и успокоить. Через некоторое время это дало свой результат – подобные пройденные ошибки больше не допускались. И её быстрые темпы решения тестов не шли в ущерб качеству ответов.

Вторая ученица оказалась совсем другой – тихая, спокойная и медлительная, с флегматическим темпераментом, отчасти проявляющая черты меланхолического типа. Что соответствующим образом отразилось и на темпах её продвижения в усвоении материала. Получая такой же объём заданий, как и первая ученица, успевала она в разы меньше, и порой приносила тесты, не выполненные до конца. Или бралась за несколько вариантов тестов сразу и ни один из них не заканчивала решать к следующему занятию. Объёмные тесты она и вовсе с трудом начинала осваивать или приносила по частям сделанные несколько страничек, отмечая сразу два варианта ответа вместо требуемого одного. На занятиях она могла долго думать над каждым вопросом, чувствовалось её сомнение и неуверенность в ответах.

Здесь потребовалась хорошая психологическая подстройка от репетитора – я не стала сразу торопить и подгонять девушку, чтобы ускорить процесс подачи и усвоения предмета. Первое время, проявляя терпение, ждала от неё ответа. И если он был неверным, останавливалась, и сколько требовалось, объясняла вопрос в подробностях и мельчайших деталях до полного понимания. Это принесло свой эффект – ученица со временем стала уверенней отвечать на вопросы, выбирать один вариант (и правильный!) вместо двух, уменьшились её сомнения в правильности выбора. И что самое удивительное, преодолев середину учебного года, вторая девушка стала быстрее решать тесты на занятиях и успевать выполнять больший объём домашних заданий!

В итоге обучения у репетитора на централизованном тестировании обе ученицы показали результат более 70 баллов. А что было бы, если репетитор к обеим ученицам применил одинаковый темп и метод обучения (исходя, например, сугубо из своего личного холерического темперамента), не учитывая индивидуальных особенностей каждой девушки?

Данный пример показывает, насколько судьбоносным является знание и учёт психологических особенностей развития личности, применение творческого и гибкого стиля преподавания и построения взаимодействия с учениками в процессе репетиторства. Да и в целом умение увлечь, заинтересовать ученика своей дисциплиной, показать ему значимость и ценность получаемых знаний; уверить, что они останутся с ним на долгие годы и принесут пользу не только на самом тестировании, но и в жизни, является чрезвычайно значимым для репетитора. Чтобы ученик шёл на каждое занятие не потому, что «надо» или «родители настояли», а с желанием, и получал от занятий удовлетворение. Увлекался так, что забывал о времени и о других делах во время общения с репетитором. Как это сделать – задача и вопрос для каждого репетитора и во многом находится в его руках.


Специально для Repetitori.by

Сапего Екатерина Ивановна, репетитор по обществоведению в Минске, магистр педагогических наук, педагог-психолог РОО «Белорусское общество психологов»,
+ 375 29 1706953

Каждый ученик у репетитора индивидуален по-своему ...



Добавить репетитора

Как заработать много денег репетитору?

Где и как школьники и студенты находят репетиторов?

Время каникул

Уважение

Спрос

Для чего нужна база данных репетиторов?

Книги для репетитора

Онлайн репетитор

Подход к репетиторству и честному зарабатыванию денег

Организация рекламы репетитора

В какое время школьники и студенты звонят репетиторам?


Новости Акции Реклама Телефоны Статьи Помощь Google+



2011-2017 © Repetitori.by
ИП Тяжкороб Д.В. УНП 490520112

Мобильная версия